LEXX forum

yet another area of LEXX
Текущее время: 27 апр 2024, 21:25

Часовой пояс: UTC + 4 часа




Новая тема Ответить в теме  [ Сообщений: 5 ] 
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 05 май 2019, 13:35 
Супермодератор
Аватара пользователя
ТЕРМИНОЛОГИЯ

ПОСТМОДЕРНИЗМ: направление в мировом искусстве, начавшееся приблизительно в середине XX века и успешно продолжающееся по сей день. В более широком смысле — современное культурное мировоззрение. Цель постмодернистского искусства — поиск самого себя и смысла через деконструкцию имеющихся форм. Постмодернизм уникален в том плане, что любой автор-постмодернист делает зрителя/читателя соучастником своего творческого процесса, приглашая вместе посмотреть, что из чего состоит, зачем существует, как сделано и, может быть, в процессе этого отыскать истину.
Мы вообще живём в постмодернистском мире, поэтому в широком смысле любое художественное произведение, созданное в последние 50 лет, можно отнести к постмодернизму.

Характерные черты постмодернизма:

- художественная свобода, не признающая ограничения выразительных средств;
- отказ от авторитетов;
- отрицание привычной иерархии ценностей;
- нарочитая театральность;
- ирония;
- деконструкция стандартных представлений и шаблонов;
- игра;
- смешение стилей;
- восприятие «мира как текста», интертекстуальность;
- преобладание формы над содержанием.

Особо яркие постмодернистские тропы:

А он вовсе не такой!
Альтернативная история
Антисеттинг
Антисказка
Антисюжет
Визуальная отсылка
Деконструкция
Мелькор был хорошим
Пародия
Перекличка
Подсветка

http://posmotre.li/Постмодернизм


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 05 май 2019, 13:36 
Супермодератор
Аватара пользователя
А ОН ВОВСЕ НЕ ТАКОЙ!

В сказках Добро, как правило, всегда побеждает. В жизни, увы, не всегда, но победителей не судят, историю пишут тоже они, а следовательно, они в любом случае убедят всех, что Добро восторжествовало — добрые убили всех злых. Злые — все, кто не согласен с добром.

Перенося этот закон реальности на сказку или фэнтези, можно выстроить целый сюжет на одном лишь допущении, что «все было не так, все это время нам врали». И герой не герой, а сволочь, идущая к цели по трупам, и злодей не злодей, а жертва. В более мягких вариантах расклад остается прежним, но характеры героя и злодея становятся уже не так однозначны, в духе «он не стал бы злодеем, если бы герой не обошелся с ним по-свински». «Пересмотр» персонажа может быть как в негативную, так и в позитивную сторону. Больше всего троп популярен в современных сказках и произведениях ужасов.

У героев такое называется «адаптационным героизмом», а у злодеев «адаптационным злодейством».
Следует заметить, что речь не идёт о изменившейся морали.
Троп тесно пересекается с антисказкой.

АНТИСЕТТИНГ

Все нескладухи, несовпадения, несостыковки и прочее — не баг, а фича. Автор придумал эту фичу специально, чтобы абсурдностью и алогичностью места/времени действия подчеркнуть абсурдную ситуацию, в которую попал герой, да и абсурдность бытия в принципе.
Нередко антисеттинг сопутствует антисюжету, но не обязательно: бывают антисюжеты в нормальных сеттингах, бывают и в антисеттингах нормальные сюжеты.

АНТИСКАЗКА

Именно для сказочных и околосказочных сюжетов работает такое явление фанфика, как антисказка: а давайте перевернём всё с ног на голову и назовём белое чёрным, а чёрное белым! Ну или реалистичнее: нет правых и виноватых, есть только грязно-серое. Власти скрывают, канонический сюжет — лишь для отвода глаз…

АНТИСЮЖЕТ

Основные отличительные признаки антисюжета:

1. Целенаправленный взлом жанровых конвенций. Произведение начинается как комедия? Приготовьтесь, что вам вскорости преподнесут расчлененный труп, и это ещё не худший вариант. Социальная драма? Не удивляйтесь, если в самый неожиданный момент с неба посыплются зелёные человечки и горящие собаки. Фэнтези? Герой узнает, что он Избранный, на радостях напьётся и утонет в ближайшей луже.

2. Не менее целенаправленный взлом структуры произведения. Три акта? Чего мелочиться, давайте пять, а лучше сразу восемь. Начинать положено с экспозиции, через завязку проводить аудиторию к кульминации? Не, мы сразу всех бросим в кульминацию, потом завяжем завязку через пуп на голове, а экспозиция — черт с ней, кто она вообще такая, чтобы приглашать на нашу вечеринку.

3. Причинно-следственные связи? Уныло. Пусть ничто ни от чего не зависит и ничем не будет обусловлено.

4. Оголтелая детализация и символизация. Навтыкаем как можно больше несвязанных друг с другом символов и деталей и заставим аудиторию отчаянно, мучительно СПГСить.

5. Сеттинг нередко выглядит как «возьмем коробку швейцарских паззлов, две коробки нормальных, Лего, колоду карт и домино, нарежем туда старых газет, смешаем, встряхнем, половину выкинем не глядя, а из оставшейся половины соберем какой-никакой мир». Время и место действия, продолжительность, последовательность — все кувырком.

6.Дополнительные эффекты: дикая музыка к фильму, дикие иллюстрации к тексту, дикие подписи к картинам и так далее…

7.Основная идея настолько жёстко задаёт ситуацию, что деформирует и мир, и характеры. Так работают классические пьесы абсурда у Хармса, Введенского, Беккета и Ионеско: это доведение до абсурда в общем-то понятных ситуаций.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 05 май 2019, 13:36 
Супермодератор
Аватара пользователя
ВИЗУАЛЬНАЯ ОТСЫЛКА: явление, родственное пасхальному яйцу и разновидность переклички. Встречается оно, как правило, в визуальных видах искусства (кино, комиксах, видеоиграх) и заключается в том, что внешность некоего персонажа, места, предмета делают нарочито похожей на что-то из другого произведения, на которое ссылаются. Иногда некоторые зрители могут отсылку не понять, обозвав её заимствованием/плагиатом.

ДЕКОНСТРУКЦИЯ: переосмысление. Термин изобретен французским философом Жаком Деррида в 1967 году.

Деконструкция разбирает текст до момента, когда вскрываются его предполагаемые внутренние противоречия между идеями, на которых основан. Цель — показать, что эти основания непреодолимо сложны, нестабильны или невозможны. Деконструкция в целом демонстрирует, что любой текст не является целым, а состоит из нескольких непримиримых и противоречивых смыслов, и потому интерпретация текста не может двигаться дальше определенной точки. Деррида называл эту точку «апорией в тексте», а само деконструктивное чтение называл «апоретическим».

Деконструкция появляется, когда автор подвергает сомнению какой-либо троп или жанр. Она может включать в себя альтернативную интерпретацию мотивов типичного героя, рассматривая, как определенный фантастический элемент повлиял бы на общество в целом, либо делая неприятные предположения, которые классическая интерпретация отметает или не обсуждает.

В целом, в художественной литературе есть два пути для проведения деконструкции:

1. Последовательно и неизменно использовать нужный фантастический элемент, показывая его последствия «в жизни» для «обычных людей», не скрывая ни плохих, ни хороших сторон.

2. Попробовать представить, какие условия в реальности могли бы этот элемент породить, а затем показать, как эти условия повлияли на общество в целом.
Естественно, обе техники могут встречаться как вместе, так и порознь.

Обратным деконструкции процессом является реконструкция. После того, как деконструкция покажет ошибочность и невероятность предыдущей фантазии, новые авторы реконструируют ее, учтя критику так, чтобы она была более приближена к реальности. Наконец, устав от рамок жанра или набора штампов, кто-нибудь непременно его деконструирует.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 05 май 2019, 13:37 
Супермодератор
Аватара пользователя
МЕЛЬКОР БЫЛ ХОРОШИМ: радикальное направление в жанре криптоистории. Отличается от классических произведений жанра примерно так же, как фраза «всё было совсем не так» отличается от фразы «всё было с точностью до наоборот». Если в христианской мифологии Сатана — воплощение зла, губитель и соблазнитель человечества, то в радикальной перетрактовке он окажется Прометеем, Духом Света и Утренней Звездой, а Яхве — злодеем-демиургом, заключившим свободный дух в оковы материального. Если у Толкина Мелькор — чёрный враг мира, причинивший неисчислимое количество бед, — то после тенденциозной деконструкции этого образа непременно окажется, что Мелькор — тонко чувствующая личность, творец, художник, а когда идёт по лесу — внимательно смотрит под ноги, чтобы случайно не задавить муравья.

ПАРОДИЯ

Разновидность игры со штампами. Шутливое передразнивание чего-либо:

- конкретного автора (его авторской манеры);
- конкретного жанра или направления в искусстве;
- конкретного произведения;
- какого-либо устойчивого и известного явления;
- и т. п.

Термин — от греческого «пара» (около) и «одэ» (песнь). То есть «околопеснь», «недопеснь» какая-то.

Пародия может быть дружески-благожелательной. Это когда пародист просто прикалывается, ничего не обличая. А может она быть и язвительной, саркастической, сатирической. Это когда пародиста возмущает некое явление, и своё возмущение он подаёт через высмеивание.

Суть пародирования: берётся штамп и отыгрывается в другом идейно-пафосном регистре, либо заниженном (из трагедии сделали фарс, а потом и анекдотов насочиняли), либо завышенном (описать битву мышей и лягушек как битву эпических героев, языком «Илиады»).

Если пародия плохая, это достигается за счёт того, что объект высмеивания изображается в резко несвойственном ему ключе: например, благородный, храбрый и добрый рыцарь в сияющих доспехах напился в грязном трактире табуретовки и валяется в сточной канаве, размазывая по сияющим доспехам навоз. Если пародия хорошая, то она будет работать на утрировании сугубо каноничных явлений, достигающемся через сгущение и обыгрывание с нетипичной стороны: например, рыцарь в сияющих доспехах пришёл в грязный трактир, брякнул на стол золотой и потребовал у трактирщика бутыль тоскенского шато-бордо 1356 года, можно 1361, но непременно с южного склона.

От пародии один шаг до плагиата, и часто она является для него прикрытием. Кстати говоря, пародии неприкосновенны для авторского права! Можно стебать авторов без их согласия и даже получать за это деньги — ничего не будет!

Особый случай — самопародия.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 05 май 2019, 13:37 
Супермодератор
Аватара пользователя
ПЕРЕКЛИЧКА: отчётливо распознаваемые в книгах, фильмах, сериалах и т. д. отсылки к другим популярным фильмам, книгам, сериалам и т. д., послужившим источником вдохновения.

Разновидности переклички — пасхальное яйцо, визуальная отсылка.

ПОДСВЕТКА

Иногда автор вынужден прибегнуть к художественному приёму, который либо старше, чем грязь, либо просто навяз в зубах вследствие чрезмерного злоупотребления им в массовой культуре. В таких случаях подавление недоверия требует дополнительных приёмов. Одним из таких приёмов и является подсветка. Её суть состоит в том, чтобы вместо прикрывания условностей жанра или текста — наоборот, выпятить их.

Ну, например: литературный негр, автор многотомной эпопеи, сочиняет для пятого тома очередную батальную сцену, где герои, столкнувшись с немыслимым количеством врагов, неизменно выйдут победителями. Автор понимает, что герои уже выходили победителями в первых четырёх томах, и пятая победа подряд может вызвать некоторое читательское недоумение. Но деваться некуда — синопсис спущен сверху и герои не могут для разнообразия проиграть этот бой. И тогда автор делает следующий ход конём: один из героев внезапно проявляет жанровую смекалку и сообщает остальным, что они — хорошие парни, а значит, по законам жанра должны победить, потому что хорошие парни побеждают плохих. Или же в дело вступает инверсия: нарочитое, ригидное отвергание тропа, скорее ведущее к его несомненному присутствию — как поступил Альфред Хичкок в «Ребекке» по отношению к «непристойной связи» между покойной миссис де Винтер и экономкой Мандерлея (поскольку тогдашний голливудский юридический климат весьма неблагосклонно относился к появлению на экранах явлений гомосексуализма, в том числе и женского).

На этом приёме построено множество пародий.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Новая тема Ответить в теме  [ Сообщений: 5 ] 

Часовой пояс: UTC + 4 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 130


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

cron
Электронная почта администрации: skylynx@lexxwiki.ru
Яндекс.Метрика