5. Интерстеллар (2014)
https://mfst.igromania.ru/wp-content/up ... 24x640.pngЯркий пример того, что «научный» и «реалистичный» не одно и то же. Фантастика не должна быть «реалистичной», она обязана выдумывать. Но создатели «Интерстеллара» фантазировали на основе научного знания. Сюжет о полёте через червоточину в систему чёрной дыры был задуман не Кристофером и Джонатаном Ноланами, а астрофизиком Кипом Торном. Именно его идеи легли в основу сценария Ноланов, которые каждую сцену согласовали с Торном. Чтобы разобраться в хитросплетениях астрофизики, Джонатан даже прошёл спецкурс в университете.
Чем ближе человек к реальной науке, тем, как правило, выше он ценит «Интерстеллар». Негатив в сторону фильма изливали «диванные критики», а учёные вроде Митио Каку и Нила Тайсона остались им довольны.
"«Интерстеллар» может задать золотой стандарт для научно-фантастических фильмов будущего".
Митио Каку, астрофизик и футуролог
Тайсон в своём твиттере посвятил «Интерстеллару» много хвалебных постов — по его словам, фильм впервые показал, как выглядит настоящая чёрная дыра, и рассказал о парадоксах искажённого пространства-времени. Учёный придрался только к одному недостатку. По его мнению, искать дом возле чёрной дыры — в принципе не лучшая идея.
"Узрите эйнштейновскую относительность времени — такой вы ещё не видели её в кино.
Вы пролетите сквозь трёхмерный портал в космосе. Да, в него можно влететь с любого направления. Да, это и есть червоточина.
Вы увидите огромные волны, вызванные приливными силами, такие огромные, какие могла создать только чёрная дыра.
Создатели точно знали, как, когда и почему начинается невесомость в космосе.
Когда вы приближаетесь к чёрной дыре, она искажает пространство вокруг себя. И это фильм передаёт чудесно".
Нил Деграсс Тайсон, астрофизик
И даже спорная концовка на самом деле не так ненаучна, как может показаться. Другие измерения по ту сторону чёрной дыры — не доказанная, но всерьёз обсуждаемая учёными теория. Спросите хоть Стивена Хокинга, он обожает об этом рассуждать.
4. Странники (2003)
https://mfst.igromania.ru/wp-content/up ... etes-2.jpgНемного сжульничаем: это не фильм, а аниме-сериал. Но без него топ будет неполным. «Странники» рассказывают о скромных трудягах будущего, космических мусорщиках, которые очищают орбиты от старых отработавших спутников и их обломков. Если бы не уборщики, космонавтика давно захлебнулась бы в авариях.
Твёрдая научная фантастика — редкий жанр для аниме, в котором чаще можно встретить гигантских роботов и школьниц-волшебниц. Но этот сериал создавался совместно с Японским аэрокосмическим агентством. Его специалисты консультировали режиссёра Горо Танигути, поэтому «Странники» удивительно достоверны. Герои живут на станции, где гравитация создаётся вращением. Для выхода в космос приходится надевать не только скафандры, но и неуклюжее космическое бельё, похожее на памперсы. И никаких звуков в космосе — не считая тех, что раздаются внутри шлемов!
"Научная сторона непривычно хороша для аниме. Тут постоянно говорят об орбитальных манёврах перехода, поясах Ван Аллена, относительном движении, опасностях лучевой болезни, деградации мускулов в невесомости. В большинстве сериалов подобные вещи заменяют наукоподобной абракадаброй. А в этом сериале сценаристы явно исследовали тему, и при этом не стараются это назойливо показывать".
Джон Войси, астроном и блоггер
«Странники» реалистичны ещё и в том, как они разрушают романтику работы космонавта. Космос прекрасен, но труд орбитального уборщика — опасный и неблагодарный, а главное, скучный. Большую часть времени герои не спасают мир от катастроф, а заполняют тонны бумаг, ругаются с начальством и отбиваются от назойливых страховых агентов.
3. Марсианин (2015)
https://mfst.igromania.ru/wp-content/up ... 24x551.jpgФильм Ридли Скотта о марсианском Робинзоне Марке Уотни можно было включать в список ещё до выхода. Научно-техническую основу сценарий получил по наследству от детально проработанной книги Энди Вейера. А сохранить её в фильме помогли специалисты NASA, которые делились со Скоттом данными. Говорят, он узнал об открытии воды на Марсе на месяц раньше прессы.
«Марсианин» от соседей по жанру отличается тем, что посвящён не тайнам вселенной и катастрофам, а выживанию на другой планете. Фильм стоит показывать будущим членам марсианских экспедиций. Из него они узнают, как добыть кислород, вырастить картошку на собственном дерьме, использовать радиоактивные изотопы для обогрева и летать на безносом корабле.
Фильм воспевает даже не столько науку, сколько homo sapiens, способных победить природу при помощи знания, находчивости и мотка изоленты. Это касается не только Уотни, но и его коллег на Земле, придумывающих, как его спасти.
"Самое фантастическое в «Марсианине» — то, что важные решения принимают грамотные и образованные персонажи".
Нил Деграсс Тайсон, астрофизик
2. Контакт (1997)
https://mfst.igromania.ru/wp-content/up ... 24x576.jpgКнигу Карла Сагана, астрофизика и популяризатора науки, экранизировал творец «Назад в будущее» Роберт Земекис. Карл, увы, до премьеры не дожил нескольких месяцев. Но фильм — в том числе и его детище, учёный отслеживал работу над сценарием и вносил свои коррективы. Результат ему бы наверняка понравился.
Каким будет контакт с высокоразвитой цивилизацией? Уж явно не случайной встречей на далёкой планете. Скорее — обмен сигналами, долгая их расшифровка и попытка осмыслить новые данные. Даже в «Контакте» не всё объяснимо с точки зрения науки. Инопланетная технология, показанная ближе к финалу, находится за гранью нашего знания. Но сама научная работа, особенно с радиотелескопами, показана так достоверно, что ряд учёных назвал «Контакт» одним из самых научных фильмов.
"«Контакт» стоит особняком на фоне почти всех остальных фантастических фильмов, потому что он изо всех сил пытается быть достоверным. Почти весь его сюжет или основан на уже доказанных физических теориях, или экстраполирован из существующих гипотез".
Фил Плэйт, астроном
"Антураж, диалоги, то, как они проверяют научные открытия — всё реально. Они действительно должны позвонить кому-нибудь в Австралию и спросить «Эй, ты это тоже видишь?» Они ждут, пока открытие не будет подтверждено на другом конце мира, прежде чем объявить, что оно реально. Всё это показано абсолютно правильно".
Дэвид Кирби, генетик
Создатели «Контакта» пофилософствовали на тему «наука против религии» и показали её с разных сторон. Главный злодей фильма — религиозный фанатик, пытающийся остановить контакт любой ценой. Но другой персонаж, христианский богослов, поддерживает главную героиню, когда в её открытия не верит весь мир. Иногда даже учёным недостаёт данных и доказательств, и им тоже остаётся только верить.
1. Космическая одиссея 2001 года (1968)
https://mfst.igromania.ru/wp-content/up ... 24x576.jpgПоработали как-то вместе Артур Кларк — пожалуй, самый научный писатель-фантаст, и Стэнли Кубрик — великий режиссёр-экспериментатор. То, что получилось, западные критики считают лучшим фантастическим фильмом в истории. Хотя неподготовленному зрителю «Одиссею» оказалось непросто понять. Фильм пренебрегал объяснениями, зрителям приходилось додумывать суть инопланетных монолитов и смысл концовки.
Кубрик не рассказывал, а показывал. Зато как! «Одиссея» совершила революцию в мире спецэффектов. Фильм, снятый до изобретения компьютерной графики, по сей день смотрится не хуже «Гравитации» и «Интерстеллара». За основу своих фантазий Кларк брал реальные космические проекты — «Одиссея» одной из первых показала станцию, создающую притяжение вращением, и реалистичную невесомость. Космическая еда, дизайн кораблей, — всё продумано до мелочей и кое в чём с тех пор воплотилось в реальность.
"Для своего времени «2001» был одним из самых, если не самым, научно достоверным фильмом, когда-либо снятым".
Дэвид Кирби, генетик
"Несмотря на десятилетия научных открытий, новых достижений кино и компьютерных технологий, «Одиссея» остаётся лучшим научно-фантастическим фильмом в плане реализма, предсказания технологий будущего, загадочности и умения заставить зрителя думать".
Марк Хом, доктор биологии
«Одиссея» выглядела так убедительно, что конспирологи выдумали миф, будто именно Кубрик снимал в павильоне высадку Армстронга и Олдрина на Луну. Это, конечно, чепуха. Кубрик снял бы достовернее.